Достойные квириты! А с ним благородные матроны, невинные девицы и целеустремленные юноши! Граждане!
Заканчивается год 2759-й Anno Urbis conditae. Одни говорят, что год этот был дурной, скверный и принесший много утрат. Другие, и я в их числе, утверждают – не бывает плохих годов, бывает череда нехороших событий. Да, таковых хватило с переизбытком, но...
Но разве Империя рухнула под их тяжестью? Разве торговля Рима впала в ничтожество, пускай престарелый и впавший в старческое слабоумие парфянский царь Абамарак и утверждал о некоей «разорванности в клочья»? Разве мы по прежнему не строим акведуки, амфитеатры, новые города и не отправляем в звездный эфир небесные лодки? Разве доблестный IV Скифский легион позорно бежал из провинции Сирия? Разве враги не признают Божественного Августа величайшим из земных царей? Ведь надо же, совсем недавно они уверяли, будто мечи римских легионов проржавели, боевые триремы сгнили, граждане Рима винопийствуют и не думают о будущем, а консулы и прокураторы погрязли в воровстве из казны и скоро сбегут в Парфию или Галлию?
С прокураторами и префектами да, есть существенные трудности – воруют. Но и Мамертинская тюрьма не пустует, а в ней сейчас уже заточены многие потерявшие разум и чувство меры патриции. Но вдруг выясняется, что вместо ржавых мечей и протекающих трирем у Империи более чем достойное войско, якобы Цезарь Август стал столь могуществен, что избирает парфянских царей, а народ Рима как и обычно трудится не обращая особо внимания на кликушеские вопли! Странно, не правда ли?
С тем пожелаю всем вам, любезные квириты, одного – здоровья телесного и душевного, ибо это самое главное. Всё прочее дело наживное. А трудности... Что трудности? Видывали мы времена куда более тяжкие, никак не сравнимые с нынешними!
И есть серьезнейшие основания полагать, что грядущий 2760-й год Anno Urbis conditae принесет немало добрых подарков для Империи и Народа Рима.
Ave Caesar Augustus! Ave Imperia Romana! Работайте, братья.